Прочитав книгу сильного, эрудированного и живого поэта, я открыл предисловие — и мне стало не по себе. Я подумал: зачем Марианне Плотниковой оправдания-превознесения в таком стиле? Впрочем, судите сами.
как только сольются ритмы
ток мыслей наполнит стебли
душа полоснет их толщи
и просто слова и рифмы
окажутся чем-то большим
окажутся больше нас
Бывают сборники текстов (поэтических произведений?). Бывают книги стихов. «Камень» Мандельштама, например — камень и в акмеистическом понимании, цельный и при этом простой природный монолит. И конструкция, и знаменитый пастернаковский смысл: книга Плотниковой — «кусок дымящейся совести», облеченный в стройную, продуманную, красивую композицию.
А искусствоведение — вещь служебная и зачастую спекулятивная. Не обращайте внимания на это слащавое эссе, которое сразу могло отвратить от книги читателей умных и со вкусом. Марианна Плотникова — не великий и не гениальный поэт. Но она достойна внимания и времени: перед нами — нетривиальное живое слово, весьма симпатичный личный голос. Безусловно, это имя в современной литературе.
как тонко ты чувствуешь пульс / будь беспристрастным врачом / если я не вернусь
Альманах «Графит», №3